Лечат ли наркоманию метадоном? Говорят, что такая заместительная терапия широко распространена в Германии.
Я переношу "Вопросы и ответы" со своего старого сайта на новый сайт.
Вопрос 4: Юлия, Питер: Лечат ли наркоманию метадоном? Говорят, что такая заместительная терапия широко распространена в Германии.
О метадоне и атмосфере.
Т. наз. метадоновая терапия в Германии терапией не считается. Это и не совсем «заместительная терапия», а «процедура» в большой комплексной государственной программе по борьбе с наркоманией. Программой предусмотрена и реально финансируется лечебная часть, профилактическая, реабилитационная, образовательная, социальная, научная, криминал-полицай.
1. Ну, лечебная понятно
2. Профилактическая (метадоновая входит в профилактическую) часть. Цели такой процедуры строго определены: контроль, профилактика распространения инфекции (СПИД, гепатит и проч), профилактика криминала (воровство в магазинах, финансирование героиновых дилеров и проч.), снижение общей социальной напряжённости. ВСЁ! Никакое это не лечение, как некоторые понимают в России. Данные цели доводятся государством до каждого сотрудника Дрогенбератунгсштеле (гос.консульт. служба помощи наркозависимым).
В профилактической созданы кафе для наркоманов (лучше говорить наркозависимый больной, чем наркоман), где они могут спокойно прийти и покушать за 1 (один) евро. Нормальное вкусное сытное второе (на выбор три-четыре блюда с мясом или рыбой), напитки, фрукты и овощи (бананы, капуста, лук, салаты, грибы, яблоки и проч.) бесплатно набирают себе в сумку (овощи привозят каждый день – остатки из супермаркетов). Здесь же в кафе наркозависимый может сдать использованные шприцы, ему выдают новые. Кроме того тут же получает чайную ложку, пакет витамина С, вату, бинт, стерильные тампоны – всё бесплатно. Здесь же, если хочет, может получить консультацию психолога-психотерапевта и направление на любой вид терапии. Есть несколько видов терапии (стационар, «Анонимные», монастырь, сельхоз-колхоз, деревня в Сибирской глуши). Бумаги оформляются тут же. Больной может пойти на консультацию в центр Дрогенбератунг, где ему квалифицировано помогут разобраться с социальными проблемами (работа, учёба, проживание) и конкретно помочь-сделать (позвонить, договориться), тут же и иглорефлексотерапия.
В профилактику входит работа психологов на улице с группами молодёжи, объединениями, неформалами, на дискотеках и проч. – штрассенарбайтер-психолог – государственный социальный работник. Работа вечерами и ночью в одиночку среди групп в 20-40 – 100 человек молодёжи. Походы в каждую! семью наркозависимого, проблемы, слёзы, советы, выяснение общей ситуации.
3. Ну, о социальной почти уже всё рассказал. Все службы работают в сотрудничестве почти неформальном (митарбайт, цузамен, кооперацион – сотрудничество – главные слова в Германии на работе). Встречи с молодёжью в образовательных центрах, беседы все откровенно. Разъяснение законов, возможностей, дача информации – что, где, когда, каким образом. Социальные права, обеспечение билетами в бассейн, велосипедом, холодильником, стиральной машиной, шторами для окон, походом в музей и на концерт органа, ….и даже пивом – всё бесплатно. Образование в Германии бесплатно.
4. Исследовательская часть. Сбор информации о результатах такой деятельности, о работе госпрограммы с мест, статистика правонарушений, заболеваний, криминала и проч. Земельные и общегерманские семинары по обмену опытом раз в полгода проходят неформально. Проезд, проживание, питание на таком сборище, естественно, за счёт государства.
На семинаре – обсуждение финансирования, контакты. Обмен мнениями, опытом с учёными спецами, врачами, представителями госвласти, полицией, психологами. Все вместе, все понимают проблему многогранно, и каждый со своей стороны. Рассказы, конкретные случаи, вопросы-ответы, дискуссии, споры, графики и таблицы, мозговой штурм. И! государство вот эти выводы, вот этого семинара принимает почти как наказ к исполнению. Государственным органам остаётся согласовать, рассчитать с Минфином. Выделяемые средства не воруются и не осваиваются родственниками и друзьями детства. – Это всё называется саморегуляция самоуправляемой системы.
Каждый работник в этой программе имеет свой взгляд и своё мнение, ощущает что приносит реальную пользу, а не занимается имитирующей ерундой и словоблудием на трибуне или совещании. “Мой труд вливается в труд моей республики”.
Вот примерно так работает программа. А многие в России считают: метадон – заместительный препарат.