Где и у кого я учился гипнозу и ментализму? Мои ответы
Я постепенно переношу сюда со своего старого сайта почти все статьи. Меня часто спрашивали и спрашивают у кого и где я учился гипнозу и ментализму. Вот ниже один из моих ответов опубликованных в 2013 году.
Если Вы имеете в виду гипнотизм, то я ни у кого не учился, точно так же как Вы ни у кого не учились в детстве петь или поднимать руку вверх. Посмотрел случайно в подростковом возрасте один художественный фильм об отечественной войне; там раненый красноармеец - в прошлом, до войны, он был эстрадным гипнотизёром - одурманил своим умением фашистского полицая и спас мальчика. В фильме он набросил на себя кусок ткани, поднял рукой святой крест и обратился к полицаю от имени Бога. Затем заставил его сесть в гроб, взять воображаемые вёсла и плыть на лодке, а потом уснуть.
В моём подростковом возрасте мой отец как-то рассказал мне такой интересный случай. Он молодым человеком, отслужив срочную службу, вернулся из Армии. Однажды, со своим приятелем и ещё одним незнакомым человеком они пошли втроём на охоту. На привале в лесу тот третий, довольно взрослый человек, предложил им показать некоторое чудо. Он проползёт вон в том поваленном, лежащем на земле толстом дереве, вдоль внутри ствола. Мой отец со своим другом переглянулись, встали и смотрели с недоверием на такое. А тот, третий, он встал на колени и вполз в торец дерева на их глазах без всякого внушения. Ствол лопался, сильно трещал, отлетали сучья. Этот ненормальный пролез внутри весь ствол и вышел из противоположного конца. Настоящий уличный индийский гипноз в глубинке России. Мой отец со своим другом стояли как вкопанные, это было невероятно, прямо на их глазах. Когда я слушал этот рассказ моего отца, тогда для меня это было намного дальше чем космос и Бог, это было вообще невозможным. Позже, студентом, когда я учился на физтехе, я публично повторил именно этот случай - пролез внутри ствола дерева на глазах у всех - мне захотелось это сделать. В этом действительно нет ничего сложного, и можно аналогично проходить сквозь любые стены на глазах свидетелей, что много раз проделывал и показываю это на своих обучающих семинарах.
И что касается где учился ментализму, то тоже ни у кого не учился. Мне самому было интересно открывать для себя новое. На 5 – 6-м курсах университета я иногда выступал с гипнотизмом перед студентами в студенческом клубе и в воинских частях перед офицерами (это было на военных сборах) с гипнотизмом.
Однажды в нашем городе в 1988 году увидел выступление на сцене одного дома культуры выступление «мэтра гипноза» - он был врач-психиатр. Среди прочего, он пытался показывать публике поиск предметов, спрятанных в зале. Он за руку держал индуктора. Получалось у него, на мой взгляд, всё как-то не очень ловко и быстро. Меня удивило то, что публика очень хорошо принимала такой пустяковый номер. Я, когда учился в школе, в 9-ом классе, показывал на эту тему (идеомоторика) номер на порядок сложнее - с отгадыванием задуманного числа, которое и вовсе нигде не было записано, причём делал это бесконтактно. Контактно - это механика, а бесконтактно - это уже ближе к ментальности, к ментализму.
После этого я составил для себя программу, где гипнотизм занимал лишь четверть из всего времени выступления, а всё остальное время было уделено намного более сложным номерам: нахождение под водой до 14 минут (сегодня не более 10-и минут - всё-таки возраст), дистанционное угадывание задуманных рисунков, слов и чисел, мгновенное запоминание, мгновенный математический подсчёт, скоростная игра в шахматы с гроссмейстерами, телепатическое внушение (зрители и участники находились в зале, а я в сопровождении выходил из здания на улицу и работал оттуда), и др. В те же времена мне попадались публикации в газетах о телепатических выступлениях таких мировых виртуозов психологического жанра как Альберт Игнатенко, Юрий Горный, Тофик Дадашев, над которыми мне приходилось самому ломать голову в размышлениях. Классический гипнотизм меня уже не волновал – это было совсем банально.
Психологический ментализм в своей основе предполагает проникновение в самую глубину подсознания человека, в его даже не мысли, а во внутреннее бессознательное чувство, подавленные эмоции, которые он сам не осознаёт и даже скрывает от самого себя. То чувство, которое породит его собственные мысли, а затем действия, реакции организма. И всё это происходит за короткий промежуток времени - за 1-3-5 секунд и не более, времени нет. Более того, всё это происходит при воздействиях ниже пороговых, не воспринимаемых окружающими, но менталист их видит и понимает. Именно подпороговое восприятие и мышление выдающийся артист Юрий Горный в соперничестве с Вольфом Мессингом впервые, в 1965 году, назвал экстрасенсорикой. В основе ментализма лежит та степень быстрой наблюдательности, часто даже без зрения и слуха, которую в быту называют мгновенной проницательностью, или чтением духа и его динамики. Очень часто такое восприятие возникает в виде зрительного и кинестетического образа и идей, как у Ванги или Николы Тесла. В общей психологии это называют быстрым оперативным мышлением или интуицией. Скоростное мышление или интуиция не подчиняются законам логики, т.е. линейному, поступательному движению мысли. При логическом подходе к решению проблемы, человек приходит в наиболее вероятностным ответам из всего распределения возможностей. А при интуитивном, целостном - к маловероятным, но более точным. Как правило, при обучении в любых заведениях натаскивают на поиск наиболее вероятного исхода, а это, на мой взгляд, неверно. Любой может убедиться из своей реальной жизни, что все исходы многих эпизодов были маловероятны, не так как в искусственно построенных приближённых теоретических моделях. Равновероятность мыслительного процесса свойственна многим людям и её нужно тренировать. Чем? Музыкой, гармонией, танцами, искусством, сочинительством, изобретениями, решением нестандартных задач. И, прежде всего, нахождением своего Я.
Тогда, в конце 80-х годов, появились самые первые полулегальные видеофильмы с участием великого Брюса Ли, и меня как профессионального танцора, поразили его движения и владение своим телом в стиле резкой смены ИНЬ-ЯН. Вот так я примерно и учился.
Ездил со своей программой выступлений по городам и посёлкам, бывал в воинских частях, зарабатывал деньги для семьи. Директора крупных промышленных гигантов приглашали меня для своих родственников, а затем попал в Москву, работал с министрами и их замами на их дачах. Так как в то советское время психологам было запрещено заниматься оздоравливающими сеансами, то я был вынужден получить от Минздрава СССР статус народного целителя.
Затем грянула перестройка и начало ведения легального бизнеса. Туда, в этот бизнес и подался. В то время, иногда, крупные сделки сопровождались поездками с завязанными глазами. И мне приходилось читать с закрытыми глазами маршрут поездки и вести переговоры с такими людьми. Об интересных приключениях в то время можно было бы много написать. Сегодня же часто крупные обманные сделки совершаются методом "погружения в среду" - наиболее убедительным способом внушения наяву.
В те студенческие времена попалась мне книжка Вольфа Мессинга о самом себе, где он описывал свою деятельность. И мне захотелось самому проходить в охраняемые здания, повторить описанные им номера. Только значительно позже я узнал от тех, кто работал рядом с Мессингом, что практически всё! в той книжке было выдумкой. Много идей для себя я брал из художественной литературы, мне любопытно было самому превратить в реальность на практике художественный вымысел писателей и режиссёров кино. Сегодня я рассказываю и показываю на своих семинарах не только как работал Вольф Мессинг, тут нет ничего сложного, но даже немного делюсь некоторыми секретами работы самых выдающихся менталистов мира (отечественных и зарубежных), принимавших участие в спецоперациях в большом спорте и госбезопасности в США и бывшем СССР.
Далеко не все учатся гипнотизму на курсах гипноза. Многие понимают скрытые механизмы воздействия сами, наблюдая взаимоотношения людей и животных. Так например, нигде не учились ментализму Тофик Дадашев, Юрий Горный, Альберт Игнатенко, Деррен Браун и др. Крайне редко в России в глубинке можно встретить людей, которые виртуозно владеют практикой суггестии и гораздо лучше, чем самые известные преподаватели гипноза. Об одном таком случае вспоминает психотерапевт, профессор Б.З. Драпкин → ЛЕКЦИЯ ПРОФЕССОРА ДРАПКИНА