У кого я учился начальным навыкам внушения и гипноза

Я постепенно переношу сюда свои статьи со старого сайта. Вот ещё один мой ответ на вопрос "У кого я учился начальным навыкам внушения и гипноза" написанный на старом сайте в 2010 году

Ни у кого не учился и в тоже время учился. Да, собственно говоря, там и учиться-то нечему. Я посмотрел один художественный фильм в подростковом возрасте, где в сюжете участвовал гипнотизёр и всё стало понятно. В студенческом общежитии я практиковал на желающих сокурсниках. Через некоторое время, когда слух обо мне разошёлся среди студентов, меня прямо с лекции вызвали в главный корпус университета в первый отдел (КГБ). Мой факультет являлся строго режимным, поэтому в вузе и был такой отдел. На вопрос начальника: что это такое, чем это я занимаюсь, где этому научился?, - я ответил: что это обыкновенный гипноз, ни у кого не учился, всё понял сам. Этот КГБист тут же попросил меня сходить к одному известному профессору-психиатру, который практиковал у себя в клинике лечебный гипноз, познакомиться с ним. Мы встретились и быстро нашли общий язык. Он заявил, что мне нужно учиться в этой сфере и устроил мне читательский билет в областную медицинскую библиотеку и свободное посещение лекций по психиатрии в медицинском институте. Приходилось совмещать учёбу на моём физтехе с другой учёбой, но мне было это интересно. Позже мы много общались с этим профессором, сдружились. Он не был виртуозом гипнотизма, а тем более психологических опытов, его интересовало как это я проделываю некоторые техники, например, остановку сердцебиения, оплачиваю товар белыми бумажками в магазине, читаю задуманные числа и т. д., а я, в свою очередь, у него как у психиатра, интересовался психофизиологией некоторых процессов. Позже он мне дал почитать материалы знаменитого международного Тбилиского конгресса по бессознательному (конгресс состоялся в Тбилиси в 1979 году), и я этим "заболел", тут было всё глубже и основательней. Так я открыл для себя выдающихся учёных: Узнадзе, Бассина, Шерозия, Прангишвилли, Фрейда и Юнга, а в мед. библиотеке также просиживал долго за книгами академика В. М. Бехтерева, который поразил меня не сведениями о гипнозе - тут и так всё было ясно - а своим неординарным мышлением, сообразительностью психолога и психиатра-практика, своими опытами по мысленному внушению животным, которые он неоднократно публично демонстрировал в присутствии учёных и на арене цирка. Мало кому известно, что великий академик, отец мировой психоневрологии несколько раз выступал как артист в цирке на Петроградской стороне.
Конечно, необходимы фундаментальные знания в области психологии восприятия, памяти, мышления, сознания. Это лучше всего изучать на психологическом факультете. Практические семинарские занятия по этим предметам приводили меня в восторг и к новым собственным открытиям, а моих преподавателей ставили в тупик (например когда проходили темы "память" и "ощущения"). Более важными в психотехниках являются собственные наблюдения, собственное свободное мышление и эксперимент. Я никогда не заканчивал никаких отдельных курсов по гипнозу, мне это было не нужно, как не нужны были курсы по хождению на своих двух ногах и одеванию рубашки. Наоборот, я занимался обучением других.
Что касается книг о гипнозе и внушении, то всё самое хорошее и новое на эту тему было написано уже давно. Книги по гипнозу, которые изданы последние 50 лет, можно не читать. Это всё компиляции прежних трудов столетней давности, либо откровенный “гипнотический” мусор.
Честно говоря, меня с юношества привлекал не гипнотизм, не ментализм и восточные психотехники, а познание фундаментальности наук, то, что лежит в корне их всех. В основе аксиоматики любого множества логического знания лежит доверие, вера. Доверие к собственному наблюдению и собственным выводам. Мне всегда было интересно: почему человек видит мир так. Откуда истоки его "знаний". Но самое важное, как я установил для себя, - это уметь делать, производить, рождать своё понимание, т.е. испытывать радость от самостоятельных усилий постижения наблюдаемого мира, от затрат энергии, а не от потребления готового продукта и запоминания чужих книг. Динамика общего и нестабильность, взаимодействие и причинность, сознание и бессознательное - вот основные категории, которые мне интересны. Когда обо мне говорят, что я гипнотизёр, то мне грустно, ведь это неправда и унизительно для меня.